• Главная
  • Соревнования
  • Отдых
  • Друзья
  • Карате
  • Кобудо
    • Мероприятия
    • Соревнования
    • Документы
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Друзья
  • Новости
  • Контакты
План мероприятий Аттестация Техника Видео Наши Победы Полезное

Тренерский состав

ранги и даны в боевых итскусствах

Дан (разряд)

Дан (яп. 段 «уровень, ступень»?) — японский разряд в боевых искусствах (айкидо, карате), настольных играх (го, сёги, рэндзю) и других занятиях (кэндама). В отличие от ученической степени «кю», дан является мастерской степенью. Самым младшим даном является первый, самым старшим (в зависимости от системы) — с 6-го по 10-й.
Если носителей кю в Японии называют «муданся» (無段者) — «тот, у кого нет дана»,
то достигший первого дана называется «сёданся» (初段者) — «тот, у кого есть первый дан». Имеющие дан выше первого — «юданся» (有段者) — «тот, у кого есть дан».
В японских боевых искусствах в отношении обладателей данов приняты, также, следующие названия:
• 1 и 2 дан — сэмпай (яп. 先輩),
• 3 и 4 дан — сэнсэй (яп. 先生), ренси
• 5, 6 и 7 дан — сихан (яп. 師範),
• 8 и 9 дан — ханси (яп. 範士),
• 10 дан — мэйдзин (яп. 名人). шинам

Эволюция ранговой системы в каратэ-2

(перевод Clover)

В 1952-53 гг. в JKA произошел конфликт интересов, и многие из официальных лиц таких, как Обата и Сайго, покинули его ряды, еще немного позднее к ним присоединились другие. Конфликт возник на почве целей коммерциализации каратэ JKA, а также вследствие многочисленных разногласий по техническим аспектам. Вследствие ухода из JKA большого количества мастеров, в период 1953-1955 гг. оставшиеся в ней члены провели полную реструктуризацию своей организации, в которой новым главным органом стал Совет из офицальных лиц (1955). Из этой организации ушли почти все студенческие клубы каратэ, поэтому JKA был представлен, в основном, мастерами практически из одного университетского клуба Такусёку (некоторые группы мастеров в JKA, которые были из более престижных университетов, считались более авторитарными по сравнению с группами мастеров, которые остались), поэтому оставшиеся в ней члены были весьма лояльны по отношению к курсу, избранному JKA. Большинство покинувших JKA в этот период, либо присоединились к Shotokai, который продолжал следовать довоенной ранговой системе, установленной Butokukai, в которой 5 дан был высшим, либо пошли своим путем и сформировали свои организации со своими ранговыми системами.

Идея установления новой 10-дановой ранговой системы в JKA была воспринята ее членами поначалу неоднозначно, поскольку некоторые были не согласны с тем, что будут иметь даны выше, чем у О-сенсея, Гитина Фунакоси (который имел 5 дан, высший по старой довоенной системе). Однако, после его смерти в 1957 году, высшие чины JKA все же приняли решение о переходе на 10-дановую ранговую систему. Вообще, разговоры о необходимости перехода на 10-дановую систему начались еще задолго до смерти О-сенсея (мастер Фунакоси принимал участие в деятельности JKA чисто номинально (т.е. он имел в ней только «почетную должность») ввиду его очень преклонного возраста и проблем со здоровьем, поэтому он редко принимал участие в заседаниях Совета), система была разработана, а также заранее оговорено, кто и какой получит дан по новой системе.

Удивительно, что по новой системе Накаяма не получил самый высший (10) дан в JKA, и существовал ряд мастеров (главным образом старше его, и с большим стажем в каратэ), которые имели на пару данов выше его, хотя он был главным инструктором в JKA. Переход на новую систему не прекратил множество разговоров об этом в JKA, поскольку не все были согласны с получением данов выше 5-го. Некоторые горячо защищали это решение, другие занимали более консервативную позицию. В период между смертью Фунакоси (1957) и 1961 годом, когда началось присвоение данов выше 5-го, многие решения принимались «за закрытыми дверями», поэтому об этом периоде существует крайне мало информации. Фактически руководству JKA потребовалось примерно 4 года, чтобы, тем или иным способом, сгладить «инакомыслие» мастеров, которые были не согласны с переходом на 10-дановую систему.

В период примерно с 1948 и до середины 1950-х гг. очень немногие мастера Сётокан имели 3 дан (??? видимо имеется ввиду Сётокай, в котором и после войны осталась старая система из 5 данов). Одним из них был мастер Oshima (1952), сертификат которого был подписан мастером Фунакоси. Тогда, 3 дан считался высшим в плане «техническое мастерство», и только 8 человек на восточном побережье Японии имели его. 4 и 5 даны в Сётокан относились уже к категории «почет\авторитет». Осима получил 5 дан в 1957 году в возрасте 27 лет по старой 5-дановой системе, что означало, что его знания и опыт намного превосходили знания и опыт тех людей, которые имели 5 дан по новой 10-дановой системе (* в его организации SKA сохраняется 5-дановая система).

Чтобы понять, как обстояло дело с присуждением данов в послевоенную эпоху — можно рассмотреть Накаяму, который был ключевой фигурой в JKA. В 1946 году он получил 2 дан, 1955 - 5 дан, в 1961 - 8 дан, т.е. через 6 лет. В 1980 году, он получил 9 дан. С 1955 года в JKA стали проводиться заседания Совета, на которых в т.ч. рассматривались списки кандидатур на получение данов, которые особенно часто проводились в период с 1958 до начала 1960-х гг. Позднее, функции по утверждению кандидатур на даны были возложены Советом JKA на новую структуру - аттестационную комиссию JKA. Когда в 1964 году была учреждена All Japan Karate do Organization (FAJKO), обе организации согласились признавать даны друг друга.

Были и другие организации и ассоциации каратэ, одни из которых имели государственную поддержку, другие имели статус частных общественных объединений. Все они имели свои ранговые системы. Некоторые из них сохраняли старую 5-дановую систему до тех пор, пока не был сформирован FAJKO (1964), вследствие чего, отдельные мастера сразу после 5 данов получили 8 или 9.

По моим неполным сведениям, в 1961 году, как минимум 2 мастера JKA имели 9 дан, т.е. больше, чем у Накаяма (8). Согласно внутренней политики JKA, 10 дан считался таким совершенством, которое было почти невозможно достичь. Но скорее всего, реальной причиной, по которой руководство JKA не желало никому присуждать 10 дан, было сохранение целостности организации, не допуская ее дробления (т.е. уходу мастеров с 10 данами и создания ими собственных организаций).

Различия в обучении Shotokai... (* далее описывается почему-то в основном Синтайдо, а не Каратэ-До Сётокай. В Сётокай осталась старая 5-дановая система, и всего 3 пояса: белый, коричневый и черный (с 5 данами).)

Послевоенный Butokukai

Начиная примерно с 1948 года различные группы каратэ из основных стилей сформировали свои ассоциации, в которых установили свои ранговые системы, поскольку после поражения Японии в войне, американские оккупационные власти ликвидировали Butokukai, вместе с его ранговой системой. Вместе с тем, с появлением большого количества американских военных в Японии началась эпоха интернациолизации каратэ. Каратэ, как и другие японские виды БИ, стали обретать еще большую популярность. Постепенно это привело к тому, что началось обсуждение необходимости создания центрального органа по типу довоенного Butokukai. Однако, до его учреждения было необходимо провести послевоенную ревизию мастеров и\или реорганизацию стилей. Т.о, в 1952 году, из видов БИ и их стилей, ранее зарегистрированных в довоенном Butokukai, была сформирована International Martial Arts Federation (IMAF). В IMAF аналогичная Butokukai титуальная система (shōgō system: renshi, kyōshi и hanshi), но она «привязана» к 10-дановой системе, единой для всех видов и стилей БИ.

Уже с конца 1940-х годов шло обсуждение необходимости восстановления Butokukai. Но большая часть имущества и вся недвижимость, когда-то принадлежавшая Butokukai, была конфискована по приказу американских оккупационных властей, и единственное, что осталось, это - хонбу-додзе.

Т.о., в 1953 году был создана новая организация с аналогичным названием, которое имел Butokukai до войны (Dai Nippon Butoku Kai), - «новая» потому, что она не является правоприемницей прежней организации Butokukai. Безусловно, использование имени старой организации повышает в некоторой степени ее авторитет, а ее руководство попыталось воссоздать ее прежнюю структуру и функции, но все же она остается лишь бледной тенью былого величия прежней организации (она была под покровительством императорского двора), даже несмотря на то, что бывший премьер-министр является одним из ее официальных лиц и она имеет внушительный список мастеров с титулами «ханси» из различных стилей боевых искусств. Новый Butokukai имеет очень ограниченный членский состав по сравнению с предыдущим в Butokukai, а также имеет мало средств воздействия на группы каратэ и боевых искусств в целом.

Тем не менее, новый Butokukai, как и старый, также регистрирует новые стили каратэ и выдает титулы, но уже с «привязкой» с данами. В середине 1950-х годов, новый Butokukai присвоил титул «ханси» мастеру окинавского Сёрин-рю Тёсин Тибана, но он, как и другие (например, Yagi), которые имели сертификаты еще старого Butokukai, такие как «кёси» и «ренси», уже были главами очень крупных организаций каратэ, которые сами присваивали титулы и даны, а также имели непосредственные связи с различными государственными органами. Т.о., эксклюзивного права - давать разрешения на преподавание БИ, которым обладал довоенный Butokukai, у новой организации Butokukai отсутствует.

IMAF

В 1951 году группа бывших членов Butokukai провела совещания на тему сохранения старых традиций БИ. Нового Butokukai пока еще не было (появится в 1953), поскольку его учреждению предшествовала длительная подготовительная работа, связанная с реформированием и адаптацией национальных боевых искусств к новой ситуации в Японии (в послевоенной Японии была осуществлена общегосударственная реформа). Из-за реалий того времени, IMAF тогда была учреждена, как «Национальная ассоциация здравоохранения Японии» (National Japan Health Association - NJHA). Это было сделано для того, чтобы иметь как можно больше поддержки со стороны государства.

В то время создавались и другие организации по различным видам БИ, некоторые из которых также пользовались поддержкой государства, но NJHA (IMAF) объединяла все виды БИ и пользовалась авторитетом не только со стороны государства, но и императорского двора (* ее первым председателем был принц Kaya Tsunenori). Первым главой отделения каратэ в этой организации стал мастер Оцука (Вадо-рю).

В отличие от довоенного Butokukai, который не присвоил титул «ханси» ни одному из мастеров каратэ, именно с этой организации началось присвоение этого титула мастерам каратэ, и первыми стали Оцука и Ямагути. Принципы ранговой системы для мастеров каратэ в NJHA (IMAF) были довольно либеральными по сравнению со старым Butokukai. Например, Ямагучи NJHA присвоил титул «ханси» (9 дан). Старый Butokukai присваивал титулы, дающие право на преподавание, без привязки к данам.
.
Процедуры присвоения титулов и данов в NJHA (IMAF) по сравнению со старым Butokukai были организованы понятней и «прозрачней». Например, титул «ренси», присуждавшийся в старом Butokukai «не пойми как и кому», в NJHA (IMAF) был ясно связан с достижением определенного уровня данов. Были реструктурированы и старые титулы Butokukai. Так например Оцука, который имел 3 дан от Фунакоси в 1928 году, а затем получил титул «ренси» от старого Butokukai, в новом NJHA (IMAF) получил титул «ханси».

В 1958 году было принято решение переименовать «National Japan Health Association» (NJHA) в «Международную федерацию боевых искусств» (International Martial Arts Federation (IMAF) или Kokusai Budoin, она же - Kokusai Budo Renmei). Многие мастера каратэ получили свои первые титулы именно в этой организации, некоторые из которых затем вышли из нее и сформировали в 1964 году «Federation of All-Japan Karate-Do Organizations» (FAJKO; позднее - Japan Karate Federation).

В самом начале деятельности IMAF отделение каратэ было весьма малочисленным по сравнению с другими видами БИ, представленными в нем. Однако, покровительство императорского двора IMAF придавало этой организации солидный авторитет и постепенно многие стили стали вступать в ее члены. В первые годы довольно много старых организаций Butokukai присоединились к IMAF. Многие рассматривали покровительство императорского двора IMAF, как продолжение старых традиций Butokukai. По мнению японцев, такой почетный патронаж являлся чрезвычайно важным.

В настоящее время IMAF является международной организацией, с очень крупным представительствами в США и Европе. IMAF все еще продолжает функционировать, но многие из ранних ее покровителей и спонсоров со временем ушли, вследствие чего в ее руководстве возникло множество разногласий по финансовых вопросам, а также по уровню качества своих преподавателей.

В настоящее время в IMAF самым крупным стилем каратэ является Сёто-рю мастера Kunio Higuchi. Мастер Kanazawa (JKA) также является членом IMAF и имеет от него 9 дан. Есть еще множество других стилей каратэ, которые по-прежнему предпочитают получать титулы и даны в IMAF вместо других организаций, таких как например FAJKO. Ряд мастеров Сётокан с высокими данами, которые по тем или иным причинам покинули свои первоначальные организации каратэ, получают титулы и даны в IMAF, как в Японии, так и за рубежом.

Следующий список приводит критерии для получения данов и титулов в IMAF (1994). Любопытно, что стаж в 2 года для получения титулов «ренси» и «кёси» - это короче минимального стажа, требуемого во многих других японских организациях.

1 дан: прошел курс, и сдал аттестацию. (Минимальный возраст ученика для получения 1 кю – 15 лет.)

2 дан: прошел курс, и сдал аттестацию. Стаж в 1 дане не менее 1 года.

3 дан: прошел курс, и сдал аттестацию. Стаж во 2 дане не менее 2 лет.

4 дан: прошел курс, и сдал аттестацию. Стаж в 3 дане не менее 3 лет.

Ренси

Стаж в 4 дане не менее 2 лет. Наличие опубликованных статей, при их отсутствии - письменное эссе.

5 дан: прошел курс, и сдал аттестацию. Стаж в 4 дане не менее 4 лет.

6 дан: прошел курс, и сдал аттестацию. Стаж в «ренси» не менее 5 лет.

Кёси

Стаж в 6 дане не менее 2 лет. Наличие опубликованных статей, при их отсутствии - письменное эссе.

7 дан: стаж в 6 дане не менее 6 лет. Наличие опубликованных статей, при их отсутствии - письменное эссе.

8 дан: стаж в 7 дане не менее 10 лет. Наличие опубликованных статей. Безупречное техническое мастерство.

Ханси

Минимальный возраст 50 лет + минимум 8 дан. Наличие опубликованных статей. Выдающиеся качества характера.

Мэйдзин

Обладатель 10 дана. Награды от Специального совета экзаменаторов. Термин «Мэйдзин» переводится как «Великий мастер».

Требования к членам аттестационных комиссий

Kokusai Budoin, экзаменатор, судья или главный инструктор должен иметь от IMAF титул «ренси», «кёси» или «ханси».

«Ренси» – имеет право аттестовать 3 дан и ниже.
«Кёси» – имеет право аттестовать 5 дан и ниже.
«Ханси» - – имеет право аттестовать 3 дан и ниже.

Послевоенная деятельность

После войны «реорганизация» было ключевым словом, поскольку необходимо было восстанавливать каратэ, и мастера, которые пережили войну, пытались это осуществить. Например, Ямагути, который был на войне, попал в 1942 году в плен в Китае, и до 1948 года находился в советском лагере для военнопленных. Сколько времени он тренировался в этот период и у кого – остается только гадать. То же самое можно сказать и про Накаяма из Сётокан (* Накаяма обучался у Фунакоси с момента поступления в универ Такусёку. (университет готовил специалистов по делам имперских колоний, с соответствующим внутренним регламентом полувоенного учебного заведения, отсюда тренировки в клубе каратэ Такусёку, по сравнению с другими университетскими клубами, были очень жестокими, поскольку студентов универа готовили для будущей военной деятельности) с 1932 года и до своего выпуска (переводчик с китайского) и отправки в Китай в качестве военного переводчика в 1937 (некоторые источники пишут, что он поехал на стажировку в Пекинский университет, что является весьма сомнительным с учетом оккупации Маньчжурии японцами в 1937 году), он вернулся обратно в Японию только в 1946. У кого он тренировался в Китае - точно не известно, но в одном из своих интервью мастер Накаяма упоминает имя какого-то китайского мастера северного стиля Пай http://www.v8mag.ru/section313/subsection256/article1472.php Попытки найти англоязычный источник этой статьи ни к чему не привели. Все статьи Накаямы – это «коммерческий продукт», в результате ими теперь торгуют где попало, даже наe-bay, что (ИМХО) в конечном счете может привести к «отмиранию» памяти об этом крупнейшем мастере Сётокан). Когда Ямагути возвратился в Японию, (около 1948) он приступил к реорганизации Годзюкай и после решения различных административных вопросов, через пару лет (1950) стал ее руководителем. В начале 1950-х годов, Ямагути (в возрасте около 40 лет) присвоил ряду мастеров очень высокие даны, в т.ч. Mas Oyama- 8 дан.

В период между 1957 и 1964 гг. возникли и другие менее известные ассоциации и организации, во главе которых стояли мастера 10 данов, например, доктора Tsuyoshi Chitose. Фунакоси, за период начиная с 1922 года и до середины 1930-х годов, обучил множество великих в последствии мастеров Сётокан, включая Оцука и Накаяма. Титосэ, немного ранее Фунакоси переехал в Японию (1921, изучать медицину) и также как и он стал преподавать каратэ в различных университетах. Титосэ изучал в свое время множество стилей на Окинаве: Серей, Сёрин, Томари. Если Мабуни считался лучшим специалистом в ката в Японии в 1930-х годах и позднее, то Тотосэ, после него, можно было бы без сомнения назвать вторым великим специалистом ката.

Титосэ не был так открыт, как Мабуни, который любезно проводил семинары по ката для учеников Фунакоси. Титосэ лишь изредка проводил семинары по ката, не входящие в набор Сётокан, для старших учеников Фунакоси, таких, как Обата (один из первых учеников Фунакоси). Титосэ не открывал свого додзё вплоть до примерно 1946 года, после чего, в промежутке между 1946 и 1948 гг., основал собственный стиль каратэ, назвав его «Тито-рю». Титосэ был такой же солидной фигурой, как Фунакоси и Мабуни, в мире каратэ того времени, однако, не известно какой он имел дан, когда пошел своим путем, но в 1952 году, по воспоминаниям некоторых из его учеников, он обладал 8 даном. Не известно, имел ли он титул исходя из своего высокого дана, но он был безусловно величайшим учителем, который пользовался огромным авторитетов у своих коллег, как например у Фунакоси и Мабуни. В 1958 году (в 64 года) ему от Zen Okinawa Karate Kobudo Rengo был присвоен 10 дан. В 1962 году он был удостоен звания «ханси» той же ассоциацией.

Это хороший пример того, что даже имея 10 дан, мастер мог одновременно с этим не обладать титулом «ханси». Присуждение титула «ханси», после получения 10 дана, по сути ставило мастера-«ханси» выше мастера, простого обладателя 10 дана, т.е. «ханси» в сущности превращался в следующий виртуальный «11 дан». Чтобы ликвидировать эту проблему было предложено выдавать титулы «ханси» без строгой привязки к определенным данам, что было и сделано в некоторых организациях позднее, таких, как FAJKO.

Изучение биографии Титосэ раскрывает не только яркую историю жизни этого великого мастера, но и вообще – недавней истории каратэ в целом. И если есть еще один кандидат в «11 даны» (т.е., как Титосэ), то это Kanken Toyama, со всеми его возможностями, предоставленными ему государством, в отношении его «All Japan Karate-Do Federation» (AJKF; 1933). Он был полномочен присваивать любого уровня даны, и он выдавал их не взирая на возраст, например, дал 10 даны некоторым довольно еще молодым мастерам. Говорят, что такие большие полномочия Тоямы, а также финансирование его организации были предоставлены ему Окинавским департментом Министерства образования Японии. (Также говорят, что такие же полномочия имел Chosin Chibana, а также финансирование его организации «Okinawan Karate Federation» (1956) Окинавским департаментом Министерства образования.). Также есть предположение, что с момента переезда Тоямы с Окинавы в Японию, финансировать его организацию (Shudokan) стало непосредственно Министерство образования Японии, чего не смогли добиться многие другие организации каратэ в Японии того времени.

Возьмем, к примеру Hanaue Toshio, текущего главу* (* уже скончался (1930-1983)) Shudokan или Тояма-рю, как некоторые его называют. Hanаue начал заниматься каратэ в 1948 году, в 1952 году он получил от Тояма 4 дан, в 1953 - 5 дан, и 10 дан в 1961 году (в возрасте 31 года), т.е. достигнув 10 дана всего за 13 лет обучения! Hanаue был не одинок, Тояма также присвоил 10 дан главе Koeikan, Onishi Eizo, который открыл свой додзе и начал преподавание в 1954 году. Судя по тому, что Menkyo Kaiden (сертификат главы) Ониси датирован примерно 1960 годом, то ему было менее 40 лет. Хотя, иногда бывали и более удивительные случаи, когда мастера достигали 6 дана еще быстрее. Например, Kiro Nagayama (переименованный в Michio Koysai мастером Toyama) из Soryu Karate. Нагаяма начал заниматься каратэ в 1938 году в возрасте 13 лет у Тояма, и в 1950 году он получил 5 дан в возрасте 25 лет (т.е. за 12 лет обучения, включая годы войны). В 1958 году он получил 6 дан в возрасте 33 лет, 7 дан - в 1962, в возрасте 37 лет, 8 дан - в 1965, в возрасте 40 лет. Т.е. начиная с 6 дана он каждые 4 года, или даже меньше, получал очередные даны.

Корейцы и каратэ

Учитывая, что корни корейского «каратэ» растут из японского, корейские мастера также заслуживают рассмотрения. В 1930 году несколько корейцев обучались у Фунакоси, и то, что им удалось изучить, они затем «экспортировали» к себе на родину, в Корею. Существует масса свидетельств, что в клубах каратэ при различных японских университетах обучалось множество студентов-корейцев, но лишь немногим из них удалось достичь уровня 3 дана в каратэ. Даже Cho Hong Hi, «отец тхэквондо», достиг только 2 дана или 3-го. Однако, есть документальное свидетельство, что все-таки один из корейцев Paying-In Yun (Yoon) получил 4 дан от Канкен Тояма. (Paying-In Yun позже стал основателем Changmukwan, одного из пяти стилей, на которых базируется современное тхэквондо).

История Paying-In Yun в связи с Тояма интересна: до приезда в Японию Paying-In Yun изучал какое-то китайское БИ, и когда однажды группа хулиганов-японцев (некоторые говорят из клуба каратэ Тояма) пыталась избить корейских студентов, он их всех раскидал. Говорят, что Тояма, послал за Paying-In Yun, и попросил его продемонстрировать свои навыки, которыми был столь впечатлен (со слов одного ученика Тоямы), что присвоил Paying-In сразу же 4 дан, даже несмотря на то, что тот никогда в жизни не занимался каратэ. Это произошло якобы примерно в 1937 году, после чего Paying-In Yun прозанимался у Тояма несколько лет, и вернувшись домой в Корею основал свой эклектичный стиль, основанный как на китайских, так и японских БИ. Это было обычным, когда многие корейцы, изучавшие в Японии каратэ, после возвращения в Корею, либо до, либо после войны, открывали школы и преподавали, в основном, Сётокан.

Тхэквондо, в его современном формате, родилось в конце войны, из, по меньшей мере, пяти различных корейских вариантов японского каратэ. Это: Chung-do-kwan, Moo-duk-kwan, Ji-do-kwan, Chang-moo-kwan и Yun-mu-kwan. Говорят их было восемь, но историки говорят, что тхэквондо произошло только из этих пяти. Есть еще Sоng-mu-kwan, основанный Byung Jick Ro (который получил 2 дан в каратэ в Японии). Но во всяком случае, из этих именно пяти, много позднее появилось корейское БИ под названием «Тхэквондо».

Как говорят, во время войны, Choi Hong Hi оказавшись в японской тюрьме, начал преподавать каратэ для заключенных. Еще до войны, находясь в Японии, он в свои методы и техники каратэ, начал включать элементы из старого корейского БИ «Taekwon» (или Tae kkeyon). Taekkeyon основывался на техниках ног, что позднее нашло свое отражение в тхэквондо. По его собственному признанию, он начал экспериментировать с каратэ и Taekkeyon не один, а с небольшой группой корейцев-энтузиастов, но во время своего пребывания в тюрьме, у него было много времени, чтобы продолжить свои эксперименты с этими двумя искусствами. Конечно, такая история звучит весьма романтично для националистов Кореи, если бы историки не «раскопали», что в 1945 году существовало всего только два мастера Taekkeyon, и Choi Hong Hi никогда не учился ни у одного из них.

Несомненно, что корни тхэквондо - это каратэ, причем в основном каратэ Фунакоси. Choi Hong Hi, после освобождения из тюрьмы (1942-1945), и возвращения на родину, стал пропагандировать свое новое искусство для нужд армии, в чем приуспел, и получил финансирование от сил обороны на развитие своего «проекта». По словам Choi Hong Hi, в 1946-47, название «Сётокан», который он ранее изучал в Японии, в духе послевоенного возрождения корейского самосознания, было переименовано в «Тхэквондо». Далее, посредством высоких армейских чинов, Choi Hong Hi удалось лоббировать свой проект уже на более высоком правительственном уровне. С того времени, многие корейские клубы, в которых преподавался японский Сётокан (посредством различных способов давления либо «добровольно») были вынуждены преподавать его под вывеской «таэквондо». Многие руководители других «кван» (школ) не могли состязаться с Choi Hong Hi в организаторских способностях, а также не имели такого мощного лобби при правительстве. Choi Hong Hi был блестящим организатором, и за короткое время стал иконой националистов. Choi Hong Hi разработал новые ката, которые преподавались наряду с японскими ката Фунакоси (которые практиковались в некоторых организациях тхэквондо (например, тансудо) еще до конца 1970-х). Т.о., в Корее была установлена гегемония тхэквондо под полным контролем Choi Hong Hi и при полной поддержке его правительством.

С первых же лет становления тхэквондо возникла проблема с ранговой системой, поскольку 3 даны у главных мастеров были высшими, и они были получены еще в японском каратэ (за исключением Paying-In Yun, который получил 4 дан от Тояма). Так что Choi Hong Hi и его соратники были вынуждены сделать то, что сделали японцы в свое время – разработать новую ранговую систему и учредить аттестационные комитеты при поддержке соответствующих государственных организаций. В результате, Choi Hong Hi достиг в этом деле больших успехов, чем японцы. Уже к концу 1950-х годов, он добился дополнительного финансирования от правительства, и даже еще большего. Поскольку большинство молодых корейцев подлежало призыву на военную службу, то изучение таэквондо правительство сделало обязательным. Кроме того, все призванные лица, которые направлялись в военные лагеря для начальной военной подготовки, в обязательном порядке должны были заниматься там тхэквондо.

В 1954, Choi Hong Hi, ушел в отставку в звании генерал-майора, и полностью посвятил себя организаторской деятельности, связанной с тхэквондо, налаживая его преподавание, как в школах, так и вообще - для широкой общественности. Многие из его учеников также из числа военных стали открывать свои залы. Массовое производство инструкторов с высокими данами за столь короткий период могло бы заставить покраснеть любого основателя организации. Но Choi Hong Hi был одержим руководством, властью и контролем над всем этим и ничто не могло воспрепятствовать реализации его любимого проекта. В очень короткие сроки тхэквондо заняло лидирующее положение среди прочих видов БИ в Корее, и позднее стало распространяться на международном уровне. Когда в 1947 году Choi Hong Hi начал свою деятельность по продвижению тхэквондо в качестве государственного национального вида БИ, ему было 29 лет. Когда он этого фактически достиг - ему было всего около 40 лет. (продолжение...)

После войны на Окинаве

В Японии, с конца войны и до конца 1950-х годов, появилось множество «вторичных» и даже «третичных» поколений стилей, который провозгласили свою «независимость» от первичных стилей, и создали свои ранговые системы. Появилась своего рода «мода» - называть свои организации именем своего главного додзе, без указания конкретики на стиль. Возникновение такого большого количества новых стилей - оно и понятно, если вы являетесь главой собственного додзе, то вы являетесь и главой своей «мини-вселенной». Эта тенденция перекинулась и на Окинаву, когда в начале 1950-х, возникло множество подвидов стилей со своими ранговыми системами. Кроме того, было предпринято множество попыток объединить все это в какую-то единую организацию, с концепцией универсальной ранговой системы.

В 1953 году Мияги скончался от вторичного сердечного приступа, не определив после себя преемника Годзю. Его лучшие ученики, незадолго до его смерти, просили его присвоить им даны, но он отказался (сам Мияги имел титул «кёси» от старого Butokukai). Причиной этого могут быть только предположения. Например, по словам Toguchi, ученика Мияги, сенсей считал, что у него нет соответствующих официальных полномочий присваивать даны. Т.о., после кончины Мияги возникла проблема в определении нового главы Годзю. Лучшим кандидатом был Сейко Хига, он был наиболее квалифицированным, и кроме того, он был единственным мастером, которому Мияги выдал сертификат на преподавание Годзю (Ямагути никогда не получал от Мияги преподавательского сертификата для преподавания Годзю в Японии). Хига преподавал в Наха с 1931 года. И довершение ко всему, Хига обладал титулом «ренси» от старого Butokukai, который получил после возвращения с о. Сайпан (Индонезия) в 1939.

Мияги, и Хига, вместе с некоторыми учениками, учредили Goju Ryu Shinkokai (Мияги был ее первым главой, и занимал этот пост до самой своей кончины), которая стала центральной организацией Годзю. В этой организации была создана первая ранговая система Годзю, причем усилиями, в основном, одного мастера Eiichi Miyazato. И до сих пор, современная ранговая система окинавского Годзю действует на основе системы, разработанной Miyazato. Конечно, в этом ему помогали некоторые ученики Мияги, но основую часть работы проделал он.

Не смотря на то, что Хига был самым старшим мастером у Мияги (он имел титул «ренси» от довоенного Бутокукай), Yagiсчитался ближайшим к Мияги на момент его смерти, поскольку он был самым авторитетным в группе старших учеников, которую тренировал непосредственно Мияги. Кроме того, Яги получил на память от семьи Мияги доги и пояс своего учителя, а также некоторые документы, включая Menkyo Kaiden Мияги от Бутокукай. Поэтому и Хига, и Яги были оба достойны, чтобы стать преемниками Мияги, но Хига имел лет на 20 больше стажа в каратэ, чем у любого другого более «молодого» ученика Мияги, поэтому он стал тем, кто получил одобрение со стороны своих коллег. Сейко Хига также связывали узы близкой дружбы с Toguchi, который обучался у Хига в течение 33 лет, и который очень поддержаил Хига, когда тот был опустошен потерей своей супруги в конце 1940-х годов. Хига был не только учителем каратэ Тогути, но и его наставником по жизни (он также познакомил Тогути с его будущей женой).

Морио Хигаонна, в своих книгах о Годзю и его истории, высказает мнение, что единственным мастером, который получил самое полное обучение у Мияги был Anichi Miyagi (которому на момент смерти Мияги было 22 года, и который начал обучаться у Мияги с 1948 года, т.е. стаж 5 лет). Anichi Miyagi, вместе с Miyazato Eichi, (которому на момент смерти Тёдзуна Мияги был 31 год, и который начал заниматься у Мияги с 1935\1937 – в зависимости от источника, т.е. стаж - 18\16 лет), в 1957 году открыли новый додзё Jundokan, в котором и учился Морио Хигаонна (* позднее в Jundokan возник разлад между Miyazato Eichi и Anichi Miyagi из-зафинансовых вопросов). Однако, Хигаонна отмечает, что за все годы его учебы, Miyazato лишь 2-3 раза проверил его ката «сантин», поэтому его основным учителем был фактически только Anichi Miyagi. Возможно, точка зрения Хигаонна о преемнике Мияги, находится под влиянием того, что его организация IOGKF напрямую связана с Anichi Miyagi.

На Окинаве, примерно в 1956 году, была учреждена «All-Okinawa Karate-Do Renmei», которая объединила крупнейшие окинавские стили, первым президентом которой стал Тёсин Тибана, а вице-президентом - Сейко Хига. Этой организации удалось добиться гораздо больших успехов, чем их японским коллегам. Уже в 1958 году в ней была учреждена официальная ранговая система, и в период 1958-1960 гг. многие главы стилей впервые получили от нее различные даны.

В 1958 году, Сейко Хига (в 60 лет) был присвоен титул «ханси» (который в All-Okinawa Karate-Do Renmei был связан с достижением 9 дана), а также были присуждены 8 даны некоторым другим старших ученикам Мияги, в т.ч. таким, как например, Яги (Meйбукан) - в 46 лет, Toгути (Сёрейкан) – в 41 год и Миядзато (Дзюндокан) - в 42 года. В 1980 году, они все трое в All-Okinawa Karate-Do Renmei получили 10 даны. Для получения высших данов требовалось одобрение коллегиального совета All-Okinawa Karate-Do Renmei. Хотя, первоначально, в течение нескольких лет, крупным мастерам высшие даны присуждались прямым решением без одобрения совета.

Одним из первых мастеров, которые получили 8 дан в 1958 году от All-Okinawa Karate-Do Renmei, был также Soshin Nagamine из Мацубаяси Сёрин-рю, который был весьма авторитетным мастером наряду с его современниками, мастерами Годзю. Еще до учреждения ранговой системы All-Okinawa Karate-Do Renmei в 1958 году, одни мастера на Окинаве уже применяли ранговую систему (5-дановая модель Фунакоси и Мабуни в довоенной Японии), а другие просто носили черные пояса для обозначения своего старшинства (что было распространено особенно перед войной). Поэтому All-Okinawa Karate-Do Renmei пришлось решать, какому дану они соответствуют в ранговой системе этой новой организации. Был проведен ряд заседаний, на которых решалось, каким мастерам и по каким критериям – возрасту, стажу в каратэ - можно было бы присвоить сразу же 8 даны, минуя поочередное получение меньших данов. И первыми такими мастерами 8 данов стали Нагаминэ и ученики Мияги. При этом у Нагаминэ стаж в каратэ составлял примерно 32 года (включая годы войны). Его ученики (например, S. Nakamura, который получил 5 дан) также получили в All-Okinawa Karate-Do Renmei сразу же достаточно высокие даны, без поочередного получения меньших данов.

Многие из ранних, исторически значимых совещаний великих окинавских мастеров каратэ проходили именно в додзе Нагаминэ, который, кроме того, был самым первым мастером, который открыл вновь додзе после войны, и многие из мастеров, даже других стилей, у которых после войны не было возможности снова сразу же открыть свои додзе, временно пользовались залом Нагаминэ для преподавания своим ученикам. Многие из них, кто преподавал в этом зале, стали позднее учредителями All-Okinawa Karate-Do Renmei. Новый Dai Nippon Butokukai также присвоил титулы некоторым важным мастерам этой окинавской организации, хотя, престиж его титулов после войны был уже не настоль велик, как у довоенного Бутокукай.

Еще одним важным мастером окинавского каратэ послевоенного времени был Miyahira Katsuya из Сёрин-рю (Kobayashi). Он начал обучаться каратэ в 1930 году, через год стал учеником Анбун Токуда, в 1933 году - учеником Тёсин Тибана, который в 1948 году присвоил ему титул «сихана» (Кацуя было менее 30 лет), после чего, в 1953 году, Кацуя открыл свой додзе «Shidokan» (в возрасте 35 лет). В 1958 году, Кацуя получил 7 дан (в возрасте 40 лет), в 1962 году - 8 дан и титул «кёси» от нового Dai NipponButokukai (в возрасте 44), а в 1967 году - 9 дан непосредственно от Тибана (в возрасте 49). В настоящее время он имеет 10 дан.

В 1957 году, на основании додзе семьи Уэти была образована первая на Окинаве организация Уэти-рю «Uechi-Ryu Karate-DoAssociation». Ее учредителями, кроме Каней Уэти, были в т.ч. и некоторые ученики Канбун Уэти (среди которых были Seiko Toyama и Seiyu Shinjo).

Известный историк БИ, George Mattson, писал, что его учитель Ryuko Tomoyose рассказывал ему, что моделью ранговой системы в Uechi-Ryu Karate-Do Association послужила система дзюдо (10-дановая). Сам George Mattson был одним из первых учеников, которые сдавали аттестацию по новой ранговой системе в додзе Уэти. Она состоялась в 1958 году, и в тот же самый год, Uechi-Ryu Karate-Do Association стало членом All-Okinawa Karate-Do Renmei.

Ryuyu Tomоyose, также один из первых учеников Канбун Уэти, который начал заниматься у него еще в 1928 году, в период, когда Уэти преподавал в Японии (* Томоёсэ – окинавец, но тогда работал в Японии), и получил позднее от Уэти формальный титул «глава додзе». В 1959 году Томоёсэ присвоил Каней Уэти титул «главный мастер стиля» (Каней начал учиться у своего отца, Канбуна, в 1930 году). Этот титул сделал Канея главой стиля, а в All-Okinawa Karate- do Renmei ему был присвоен 9 дан. Через 8 лет, в 1967 году, Каней получил 10 дан (в возрасте 56) от All Japan Karate Federation. Этот 10 дан Канея Уэти был также акцептован All-Okinawa Karate-do Renmei и ему в ней был присвоен титул «ханси». В 1975 году Каней Уэти стал президентом Zen Okinawa Karate-do Renmei.

По сведениям из некоторых источников, известно, что в одно время на Окинаве проводились встречи, на которых происходили очень ожесточенные поединки между мастерами различных стилей для доказательства «качества» своего стиля, которые были неофициальными, т.е. выходящими за рамки деятельности All-Okinawa Karate-do Renmei (аттестации проводились на основе ката, кумитэ не было). Этих неофициальных «турниров» по кумитэ между мастерами различных стилей на Окинаве состоялось даже больше, чем в Японии. Как вспоминал один из участников таких встреч: «из мастеров с наиболее высокими данами выбирались судьи, а затем определялись участники поединков. Схватки были очень ожесточенными, и в некоторых случаях они длились по 15-20 минут». Однако, эти неофициальные «турниры» нередко приводили к ссорам между их участниками, что, в свою очередь, приводило к тому, что за короткий период времени, примерно к 1960 году, возникло множество различных отделившихся организаций, которые затем объединились в свою ассоциацию (Zen Okinawa Karate-do Renmei, 1967), с целями и функциями, аналогичными All-Okinawa Karate-do Renmei. Обе эти ассоциации (All-Okinawa Karate-do Renmei и Zen Okinawa Karate-do Renmei) имели 10-дановую рановую систему и обе присуждали различные титулы.

Но были и мастера–главы стилей, которые некоторое время не входили ни в какие ассоциации, например, Сёсин Нагаминэ, который имел 10 дан от своей организации (World Matsubayashi (Shorin Ryu) Karate do Association), но при этом ранговая система его организации признавалась всеми. Были также и такие главы стилей, которые тоже учреждали свои организации, в которых они соответственно получали 10 даны, а затем вступали в члены более крупных ассоциаций, которые не имели иного выхода, кроме как принять нового члена вместе с его главой с 10 даном. После того, как организация, по решению руководящего органа ассоциации, принималась в члены ассоциации, 10 дан ее главы признавался «по факту». Поскольку каждая организация, обычно, имеет только одного мастера с 10 даном, то он же, как правило, имеет эксклюзивное право принимать решения от лица организации. Такая верная и хорошо налаженная организационная система существует как в Японии, так и на Окинаве.

Некоторые из организаций, отделившихся от своих основных стилевых организаций, в середине 1960-х гг. стали членами Zen Okinawa Karate-do Renmei (учреждена в 1967). И было их немало, они стали основной частью членского состава Zen Okinawa Karate-do Renmei. Интересно, что не смотря на то, что на Окинаве использовалась ранговая система, как и в Японии, окинавские ассоциации, в отличие от японских, не признавали титулов «ханси», полученных ранее мастерами, т.е. до вступления ими в ассоциацию.

Получение титула «ханси», обычно, во многом зависело от стажа мастера. К примеру, Shuguro Nakazato (Кобаяси Сёрин-рю) начал заниматься каратэ в 1935 году, в возрасте 16 лет, у Seiichi Iju (который был учеником Shinpan Shiroma), у которого проучился 6 лет, т.е. - до 1941 года. После того, как он вернулся на Окинаву в 1946 году, в следующем, в 1947 году, он продолжил свою учебу у Тибана. В 1954 году (в возрасте 35 лет), он получил титул «сихана» от Тибана. В 1960 году, он получил 8 дан (в возрасте 41 год; общий стаж 25 лет; если исключить годы войны, то 22) от All-Okinawa Karate-do Renmei. В 1967 году он получил 9 дан (в возрасте 48 лет) от Okinawa Shorin Ryu Karate-do Kyokai во главе с Тибана. В 1969 году, он получил 10 дан (в возрасте 50 лет) уже после кончины Тибана. Его главными учителями в кобудо были Masami Chinen и Seiro Tonaki (ученики Sanda Chinen). Joen Nakazato (Сёриндзи-рю) получил 9 дан в 1963 году, в возрасте 42 лет, стаж в каратэ 29 лет (26 лет, если исключить годы войны).

Двумя интересными случаями на Окинаве, получения высоких данов за короткие периоды времени, являются:

Tadashi Yamashita из Кобаяси (Сёрин-рю), который был учеником Shuguro Nakazato и Shinpo Matayoshi в кобудо. Он получил 1 дан в 1958 году (в 16 лет, стаж в каратэ - 5 лет) и через 10 лет, в 1968 году, 7 дан в возрасте 26 лет. На его аттестации присутствовал не не только Накадзато, но и сам Тёсин Тибана (10 дан). На тот момент времени, как говорят, что он был самым молодым мастером с 7 даном в каратэ истории Японии и Окинавы;

Fusei Kise, который начал обучаться каратэ в 1947 году (в 12 лет) и получил 1 дан в 1955 году от Nobutake Shingake , а в 1960 году - 7 дан (стаж 13 лет) от Shigeru Nakamura (основатель Okinawan Kenpo Karate-Do Federation). Кроме указанных, Кисе учился и у других очень известных мастеров (в т.ч. Hohan Soken). Он получил 8 дан в 1972 году, 9 дан в 1976 году и, в возрасте 49 лет, 10 дан в 1984 году (от Shigaru Tama e ???). 10 дан Кисе получил только после того, как создал свою организацию (Shorin Ryu Karate Kenshin Kan Karate and Kobudo Federation). Т.о. за 37 лет он получил 10 дан.

В Иссин-рю, вероятно, наибольшее количество данов было получено от основателя этого стиля Tatsuo Shimabuku (Shimabukuro). Симабуку официально учредил стиль Иссин-рю в 1954 году, в возрасте 46 лет. В 1959 году он получил 8 дан от All-Okinawa Karate-do Renmei. Симабуку получал даны сразу в двух ассициациях – All-Okinawa Karate-do Renmei и позднее – All Okinawa Karate and Kobudo Rengokai (глава Seitoku Higa). Есть много разговоров о том, что Симабуку никогда не получал ни от одной ассоциации 10 дана. Что его ему, якобы, дали Mitchum и Armstrong, когда Симабуку ездил в США в 1966 году. После его возвращения на Окинаву, его 10 дан затем был признан некоторыми ассоциациями окинавского каратэ, в т.ч. и Rengokai Хиги.

Его младший брат Eizo Shimabuku (Shimabukuro) (Сёбаяси Сёрин-рю) получил 10 дан (в возрасте 39 лет) от Тояма, в 1959 году. Получение им 10 дана вызвало множество пересудов в кругах окинавских мастеров того времени. Это было, г.о., обусловлено его радикальным отходом от стиля, практиковавшегося тогда на Окинаве. Также назначение Канкен Тояма младшего Симабуку своим преемником (их связывала близкая дружба) на пост главы All-Okinawa Karate-do Renmei (1959) вызвала недоумение и негативную реакцию у многих окинавских мастеров, поскольку было очевидно, что имелись другие, имеющие намного больший практический стаж, чем он мастера. Т.о. получалось, что младший Симабуку получил этот пост вне зависимости от его стажа, который, например, Канкен Тояма поначалу учитывал при присвоении другим окинавским мастерам данов, таким, как например, Нагаминэ (в 1958 году). Хотя, Ямагути, Ояма и некоторые другие мастера в Японии, которые имели статус глав ассоциаций, также имели небольшой стаж в каратэ.

Тацуо Симабуку (старший брат) присвоил очень высокие даны некоторым американским военнослужащим на Окинаве, которые имели весьма скромный практический стаж в Иссин-рю. Например, в 1961 году, Harold Mitchum получил от него 8 дан всего после 2 лет обучения (по некоторым сведениям – после 3,5 лет), Steve Armstrong - 7 дан, он вообще имел 1 год обучения в Иссин-рю (а потом через 6 лет - получил 8 дан, без подтверждения 7). Тацуо пояснил, что он присвоил им даны «авансом», и что позднее, после некоторого времени практики, они должны будут их повторно подтвердить. Митчем подтвердил свой 8 дан в 1964 году. Когда в 1966 году Тацуо ездил в США, Армстронг, а также Harold G. Long и Donald Hugh Nagle получили от него 8 даны. Тацуо сказал, что он присваивал высокие даны некоторым мастерам для того, чтобы они могли преподавать Иссин-рю за границей.

Есть некоторые мастера, которые игнорируют важность стажа практики в каратэ, и после краткосрочных периодов обучения учеников на Окинаве, сразу же присуждают им высокие даны. Например, такое говорят о Гарольде Лонге (сейчас 10 дан), который получил 6 дан после 19 месяцев обучения на Окинаве, а затем 8 дан от Тацуо (в 1966 году).

После кончины Тацуо в 1975 году (от инсульта), его сын Kichiro Shimabuku (Shimabukuro) стал главой стиля в возрасте 32 лет (1939 г.р.), не смотря на то, что было множество других мастеров Иссин-рю, чей стаж практики намного превосходил его, поэтому возник конфликт, в результате которого многие мастера ушли, учредив свои организации (кроме того были большие разногласия по техникам Иссин-рю). Китиро к тому времени (1975) занимал руководящий пост (с 1971) в AOKA (American-Okinawan Karate Organization - организация Иссин-рю, учрежденная в США в 1961 году Тацуо Симабуку, Гарольдом Митчемом и Стивом Армстронгом; примерно в 1975 году эта организация была переименована в Isshinryu World Karate Association).

Рассказывают, что Kитиро якобы утратил интерес к занятиям каратэ, но затем, в 1963 году, он внезапно появился в додзе с 5 даном (ему было чуть более 20 лет), который получил не тренируясь в додзе (по словам учеников, которые тренировались в нем). Также некоторые говорят, что Китиро просил своего отца, чтобы тот сделал его своим преемником на посту главы стиля Иссир-рю, с посмертным присвоением 10 дана и титула «соке» (глава семейного стиля). Быстрое получение высоких данов в Иссин-рю в конце 50-х и начале 60-х гг. породило немало и других пересудов. По словам Advincula, Angi Uezu (тесть Тацуо Симабуку) также фальсифицировал дату своего начала обучения, с целью получения высокого дана. Advincula вывесил на своем сайте фото (1963, Advincula, как 3 дан и старший ученик, стоит впереди группы, демонстрирующей каратэ на мероприятии «Недели американо-рюкюской дружбы» в Base Theater, в Makiminato. Позади Advincula - Dave Zaslow, 2 дан и Angi Uezu, зеленый пояс.), где у Уэдзу зеленый пояс (более светлый цвет на черно-белой фотографии), который отчетливо контрастирует с черными поясами американцев, стоящих рядом с ним.

Японское каратэ. Окинавское каратэ

Я привел различие между японскими и окинавскими ранговыми системами потому, что до войны Окинава была довольно обособсленной частью Японии. Но эта автономность ощущается в каратэ до сих пор. Например, японцы (при государственной поддержке) учредили (1967) All Japan Karate Association (она же - Zen Nihon Karate-do Renmei; позднее переименована в Japan Karatedo Federation) с Ryoichi Sasakawa в качестве председателя, с целью объединения всех окинавских и японских ассоциаций каратэ в единую центральную организацию (Zen Nihon Karate-do Renmei). Поскольку All Japan Karate Association имела государственный статус, т.е. была государственной организацией, то ее членами могли быть только ассоциации, которые имели также государственную поддержку. Главным органом, посредством которого можно было в те времена добиться государственной поддержки была Japanese Athletics Association. Многим японским ассоциациям удалось добиться официального правительственного признания (через все ту же Japanese Athletics Association), но ситуация с окинавским каратэ была иной. Проблемой было то, что многие окинавские ассоциации или организации были весьма небольшими, поэтому они не могли, по сравнению с более крупными японскими ассоциациями, добиться государственной поддержки. Они не получали никакой поддержки со стороны государства даже на проведение каких-либо соревнований или фестивалей, посвященных каратэ.

В результате такой ситуации, членство в All Japan Karate Association получили только в основном японские ассоциации и организации. Чтобы как-то урегулировать эту проблему All Japan Karate Association решил провести переговоры с All-Okinawa Karate-do Renmei на тему ее аффилированного присоединения.

Первая официальная встреча провалилась, поскольку председателя All-Okinawa Karate-do Renmei, Meitoku Yagi о ней просто не проинформировали. На следущей встрече All Japan Karate Association заявил, что если All-Okinawa Karate-do Renmei присоединится, то окинавцы смогут в дальнейшем присваивать даны только до 3 уровня. Для получения более высоких данов, вплоть до 5-го, на Окинаву будет приезжать аттестационная комиссия из All Japan Karate Association (причем из японских мастеров), а начиная с 6 дана, окинавцы должны будут сами ездить сдавать аттестацию в Японию (за свой счет) комиссии, состоящей также из японских мастеров. Также All Japan Karate Association было заявлено, что на Окинаве в аттестационную комиссию (т.е. которая может присуждать даны не выше 3-го) войдут только Мейтоку Яги, Сосин Нагаминэ и Юсеку Хига. Никаким другим окинавским мастерам с 10 данами, кроме этой аттестационной комиссии, не будет позволено присваивать даны от имени All Japan Karate Association. Естественно, что большинство членов All-Okinawa Karate-do Renmei сочли эти требования неприемлемыми и они отказались стать аффилированным членом All Japan Karate Association.

All Japan Karate Association аргументировало свое требование тем, что согласно ее регламента, в каждой префектуре быть членами аттестационной комиссии могут только трое членов, выбранных самой All Japan Karate Association. All Japan Karate Association не хотело принимать во внимание, что на Окинаве было гораздо больше мастеров с высокими данами, чем в других префектурах Японии, они жестко настаивали на своих правилах и не желали делать каких-либо исключений. All Japan Karate Association не придавал особого значения Окинаве и применял к ней те же принципы, что и для других префектур, в которых у All Japan Karate Association также иногда возникали проблемы с отдельными ассоциациями.

Тогда All Japan Karate Association сформировал новую организацию каратэ для префектуры Окинава (1967), которая стала оппозицией по отношению All Okinawa Karate-do Federation, и которая была названа «Zen Okinawa Karate-do Renmei», а ее председателем стал Нагаминэ. Это, по словам Мейтоку Яги, вызвало огромную тревогу у All-Okinawa Karate-do Renmei, поскольку, если окинавское каратэ начнет развиваться под «японскими стягами», в нем произойдут крупные изменения, оно сделается неузнаваемым, и в результате отвергнутым на самой Окинаве. Кроме того, добавил Яги, в конце концов все это может привести к тому, что истинное окинавское каратэ останется только у практиков за рубежом (ученики окинавских учителей) и исчезнет на месте своего рождения.

В 1995 году Zen Okinawa Karate-do Renmei перешел на учебную программу для аттестации All Japan Karate Association, а также отказался от окинавских версий ката в пользу японских. Т.о., многие из опасений All-Okinawa Karate-do Renmei в отношении усиления японского влияния на традиционное окинавское каратэ стали действительностью (недавнее послание Нагамине в All Japan Karate Association в отношении ситей-ката.).

Zen Okinawa Karate-do Renmei разработал свою ранговую систему, которая несколько отличалась от ранговой системы, разработанной их японскими коллегами. В общем и целом, ранговая система Zen Okinawa Karate-do Renmei менее регламентирована. Главным отличием является то, что для получения очередного дана в окинавской организации не требуется достижение определенного стажа в предыдущем дане. Мне известен один такой мастер, который получил 7 дан (Zen Okinawa Karate-do Renmei), затем ушел из своей окинавской Годзю организации, и перешел в другую, и получил 8 дан (Zen Okinawa Karate-do Renmei) всего через несколько месяцев после получения 7 дана, как мастер уже другой окинавской организации.

Ренси

(Инструктор): как минимум 5 дан и полномочия для преподавания каратэ и\или кобудо. Возраст – не менее 30 лет, и минимум 10 лет стажа практики с момента получения 1 дана.

Кёси

(Преподаватель): как минимум 7 дан и полномочия для преподавания каратэ и\или кобудо, которые должны быть лицензированы. Возраст – не менее 40 лет, и минимум 20 лет стажа практики с момента получения 1 дана.

Ханси

(Учитель преподавателей): как минимум 9 дан и полномочия для преподавания каратэ и\или кобудо, которые должны быть лицензированы. Возраст – не менее 57 лет и выдающиеся заслуги в преподавании каратэ и\или кобудо.

Большинство международных организаций каратэ также используют японскую модель ранговой системы, в которой между данами предусмотрены определенные сроки обязательного стажа. Например, если мастер получил 5 дан, то для достижения следующего 6-го, ему необходим стаж 5 лет в статусе 5 дана; после получения 6 дана - стаж 6 лет – для получения 7 дана и т.д. Т.о. между 5 и 7 данами – суммарный минимальный срок стажа составляет 11 лет. До 5 дана ранговая система Японии и Окинавы одинакова – с момента получения 1 дана, как минимум требуется 5 лет стажа, чтобы получить 5 дан. Различия возникают после 5 дана, поскольку в большинстве японских организаций для получения последующих данов (после 5-го) требуется от 11 до 20, или более лет, общего стажа между данами. Согласно окинавской системы, если вы получили 1 дан в возрасте 20 лет, то в возрасте 40 лет вы можете получить 7 дан. В японской системе, к возрасту 40 лет вы можете получить лишь примерно 4 или 5 дан.

Однако, в японских организациях некоторые мастера получали даны и быстрее (например, чемпионы в кумитэ), а в окинавских – некоторые получали даны быстрее (редко) из-за особых заслуг. В целом, на Окинаве заслуги ценятся больше, чем в Японии, однако, при этом на Окинаве игнорируются даны мастеров, полученные ими в каких-либо индивидуальных стилях. В Японии также признают, что более высокие даны должны присваиваться по заслугам, тем не менее требуют минимальные стажи между данами. Это не логично. Возможно причинами этого является то, что организация желает контролировать больше выдачу высоких данов, чем низких, а также для предотвращения выстраивания громоздких схем присуждения высоких данов в ее организациях-членах, либо предотвращения выдачи высоких данов внутри организаций-членов слишком быстро. Вообщем, во многих случаях установление такой модели ранговой системы связано с перераспределением властных полномочий.

Перечень титулов и званий в японских БИ

Примечание: Этот перечень является неполным, он включает лишь наиболее распространенные звания и титулы в японских БИ.

Dai-sensei (также O-sensei) - «великий учитель», например, Kano Jigoro, Funakoshi Gichin и Ueshiba Morihei. О-Сэнсэй — также «основатель», уважительное термин, используемый учениками при упоминаниях о своем мастере. В Японии это посмертный титул.

Kensei – букв. «дух меча», иногда - «образцовый дух». Это название используется в БИ для отражения легендарности личности мастера (например, Musashi Miyamoto является Кенсей).

Meijin - «выдающийся мастер», образец в БИ. Мэйдзин обладает не только высочайшими физическими навыками, но и духовными.

Kaiso – «основатель стиля, системы». Иные термины - Soshi Shiso и Shuso.

Shodai, Sokei или Shosei являются вариациями – «основатель рю», «глава семьи». Shodai также – «мастер, относящийся к самому первому поколению».

Soke или Sodenke – «наследный глава стиля или системы». Обычно передается в семье из поколения в поколение.

Soke Dai – «наследник системы или стиля».

Soke Dai Ni – «официальный представитель школы».

Kancho – «глава хонбу-додзе», «глава стиля во всем мире».

Saiko Shihan – «главенствующий, верховный мастер».

Shi или Shisho – «мастер», «основатель рю».

Sosho – «мастер-учитель», «преподаватель».

Shihan-dai – «преподаватель» в Дайто-рю айки-дзюцу. В других БИ – «главный помощник», «приближенный сихана».

Shihan – «образец в учении», тот, кто является примером. Обычно мастер не менее 5 дана.

Sensei – букв. «представитель предыдущего поколения, «больше, чем просто преподаватель техники». Т.е. это название отражает уважение к мудрости того, кто относится к старшему поколению. Сэнсэй также - «духовный наставник на Пути».

Doshu – «мастер на Пути». Например, глава хомбу-додзе айкидо использует это название.

Dojo Cho – «первый в додзе».

Kaiden – «мастер», «большой мастер» или «мастер-преподаватель».

Deshi или Teishi – «ученик», «практик». Иные обозначения учеников - montei, monjin и seito (постоянный практик).

Ototo – «младший коллега», относится к начинающим ученикам.

Uchi Deshi – «ученик». Название относится к старой японской традиции, согласно которой ученик обращается за помощью к мастеру БИ для того, чтобы тоже стать мастером.

Jiki Deshi – «непосредственный ученик, практик», т.е. ученик, обучавшийся непосредственно у главы рю.

Shosei - аналог uchi deshi. Иногда используется для самых старших или главных учеников.

Ani Deshi – «старший ученик».

Kaikin Deshi – «старательный, прилежный ученик».

Mago Deshi – «ученик другого ученика».

Mana Deshi – «любимый ученик».

Montei или Monjin – «ученик».

Juka-Gashira – «ведущий ученик», «лучший ученик», «искусный ученик».

Menkyo-Kaiden – документ о полном обучении, который дает право на преподавание БИ. Обычно за свою жизнь мастер выдает такой документ только одному ученику.

Shugyosha – «человек, который постоянно самосовершенствуется, посвящает этому всю свою жизнь».

Okotodate или Kyokaku — это выражение используется для описания великодушного человека, защитника беспомощных и угнетенных. Это человек с благородным характером, который приобрел свои выдающиеся навыки в самообладании посредством практики БИ.

Renshi - начальный из трех официальных титулов – «мастер в физических навыках».

Kyoshi – средний из трех официальных титулов – «мастер в физических и духовных навыках». Не может быть младше 6-7 дана. Требуется не менее 10 лет стажа в титуле ренси (в некотрых организациях - 7). Возраст не менее 40 лет.

Hanshi – высший из трех официальных титулов – «учитель мастеров», «образец для подражания». Не может быть младше 8 дана. Требуется не менее 15 лет стажа в титуле кёси. Возраст не менее 55 лет.

Hanshi Dai – немного меньше ханси, относится к наследнику рю.

Sempai – «старший коллега», т.е. старший по рангу и по стажу обучения.

Dai Sempai – «самый старший среди семпаев».

Dohai – «коллега», т.е. равный по рангу и стажу обучения.

Kohai -«компаньон». Это также означает самый младший ранг и самый маленький стаж обучения. Термин кохай позволительно употреблять только абстрактно, не адресуясь лично ни к кому. Употребление термина кохай по отношению к конкретному человеку в Японии считается грубостью.

Yudansha – «обладатели черных поясов».

Dan — ранг у черных поясов.

Ho - является сокращением от слова hobo, что означает «почти». Например, сёдан хо, т.е. почти сёдан.

Kenshusei – «преподаватель обучаемого».

Kyosei – «ученик мастера с 1 даном».

Shidoin или Fukushidoin – «начинающий преподаватель», обычно мастер 2-3 дана.

Seito — «ученик, практик».

Mudansha – «ученики без данов».

Kyu – любой ранг ниже 1 дана.

Kyusho – «обладатели кю».

Jokyusha – «обладатели высоких кю».

Chukyusha – «обладатели средних кю».

Kaicho – «председатель, глава ассоциации».

Shoshinsha — «новичок в БИ», т.е. человек, который до этого никогда не занимался никаким БИ. То же самое - Mukyu (без кю).

Kenkyu – «предмет для изучения или исследования».

Kenkyuka – «участник курса обучения или курса для аттестации».

Kenkyuka (с другим иероглифом «ка») — «обучающийся, практикующий».

Kenshusei – «ученик-последователь».

Документ о присвоении титула или дана называется Menjo. Документ о завершении обучения называется Menkyo. Документ о полномочиях на преподавание называется Kyoju Dairi. Документ о завершении обучения + полномочия на преподавание называется Menkyo Kaiden. Документ о международных полномочиях на преподавание называется Kokusai Shihan Menkyo.

ВложениеРазмер
dany_i_rangi.doc224 КБ
Студия цифровых технологий «Радуга»